...Строить церковь, выбрав место пристойное...

Третье столетие над Пашней возвышается каменное здание Свято-Троицкой церкви. К сожалению, сегодня некогда величественный храм сильно разрушен. А между тем история его представляет большой интерес.

Совсем недавно, точнее, в январе этого года исполнилось 220 лет со дня основания пашийского храма. К знаменательной дате выпущен сборник краеведческих материалов "Свято-Троицкая церковь Архангело-Пашийского завода". Вот что пишет его составитель - заведующая поселковой библиотекой Валентина Павловна Чувызгапова:
"В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная "фабрика". И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что "оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским".
При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - "...строить церковь, выбрав место пристойное...". На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм.

Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7(19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение.
В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение.

Сегодня, сильно разрушенная, первая каменная церковь в нашем районе - Свято-Троицкая - так и возвышается над поселком, видимая далеко окрест".
В сборник вошли работа В.В. Киреева "Трудная дорога к храму", воспоминания В.М. Севницкой, материал о деревянных скульптурах, вывезенных из пашийской церкви в 1924 году экспедицией Пермской художественной галереи.

Издание содержит много любопытных фактов. Хочется привести некоторые из них.
"Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения.

Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Па-шийской Свято-Троицкой церкви".

Неизвестно и имя архитектора пашийского храма. "...Однако, - читаем дальше у Киреева, - сопоставляя архитектурный стиль и наиболее характерные детали композиций и декора строений, автором которых был известный архитектор А.Н. Воронихин, можно с большей долей достоверности предположить, что церковь в Пашии строилась по проекту Воронихина.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в Соликамске. Автор и строитель знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге был крепостным графа А.С. Строганова, двоюродного брата владелицы Архангело-Пашийского завода Анны Александровны Голицыной.Даже будучи вольноотпущенным и уже известным зодчим, Воронихин был зависим от своих бывших хозяев. Он обязан был выполнять различные заказы по их поручениям. По-видимому, и проект Архангело-Пашийской церкви являлся одним из таких поручений графа. Таким образом, церковь в Пашии - это не только памятник архитектуры восемнадцатого столетия, но и памятник великому русскому архитектору.

По архитектурному построению и декору Пашийская Свято-Троицкая церковь довольно проста.
В верхнем этаже церкви был просторный светлый зал высотой более семи метров, а нижний этаж состоял из трех помещений -алтарь и два зала. Помещения эти разделялись широкой аркой. Массивные пилястры, кирпичные куполообразные своды до шести метров покоряли своей монументальностью. Колокольня, встроенная в верхнюю часть здания, имела шестнадцать колоколов различного звучания, на чердаке размещались механизмы курантов.
Все внутренние стены храма были расписаны библейскими сюжетами. По всей вероятности, это работа крепостных художников иконописной мастерской Строгановых из Пыскорского монастыря. Для строгановской школы иконописи характерны своеобразные приемы и условности, ведущие начало от древнего новгородского письма. Живопись прикамских мастеров отличалась реалистичностью и тщательностью прорисовки, яркой и радостной цветовой гаммой. Такой запомнилась старожилам Пашии и живопись на стенах Свято-Троицкой церкви.

Судя по церковным Ведомостям, к началу 1791 года здание храма было полностью возведено. Художники вели роспись первого этажа. В праздник Крещения - 6 (19) января освятили первый престол. Освящение второго престола во имя Архистратига Михаила - святого покровителя князя Михаила Михайловича Голицына - состоялось в 1794 году. А в мае 1827 года в Пятидесятницу в верхнем храме освятили еще один престол - во имя Святой Троицы.
Из-за недостатка средств отделочные работы велись медленно. После смерти в 1806 году князя М.М. Голицына и его жены Анны Александровны, которая умерла в 1816 году, наследники - сыновья Сергей и Александр не особенно заботились о духовной жизни своих крепостных. Расточительная жизнь поглощала все заводские доходы.

С началом богослужений церковь стала играть едва ли не первую роль в жизни заводских мастеровых. Здесь они венчали браком свою любовь, крестили детей, отпевали умерших.
В 1812 году прихожане храма обращались с молитвами к Георгию Победоносцу, чтобы супостат был разбит, а пашийские ратники скорее вернулись домой. В заводских "фабриках" водоосвящали отливку для чугунных бомб, снарядов, гранат и картечи. В 1861 году здесь служили молебны в честь царя-освободителя и зачитывали манифест об отмене крепостного права.

В первой половине девятнадцатого века Архангело-Пашийская церковь объединяла пять часовен, к которым ежегодно шли Крестные ходы и где проходили богослужения. В первое воскресенье после Троицы шел Крестный ход к кладбищенской часовне (восьмиугольное кирпичное здание часовни было взорвано в 50-х годах прошлого века). В день святых апостолов Петра и Павла проходило шествие к часовне, стоявшей в районе Пихтовки -на развилке дорог на Верхний (Михайловский) завод и в верховье реки Вижай. Еще один Крестный ход проводился в Ильин день, когда верующие направлялись к часовне Канабеково - на развилке дорог в завод Кусье-Апександровский, деревню Всесвятскую и село Камасино на реке Чусовой. Из этой Пророко-Ильинской часовни в 20-х годах минувшего века была вывезена деревянная скульптура сидящего Христа. Ныне она находится в Пермской художественной галерее.
В престольные праздники служители церкви выезжали в поселок Зыковского рудника, где тоже была часовня. Служились молебны и освящались рудничные строения. В дни тезоименитства владельцев завода князей Голицыных - 13(26) июня преподобной Анны и 8(21) ноября Архистратига Михаила - в храме служились торжественные молебны.

С Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церковью связаны имена нескольких известных деятелей науки и культуры. Так, в 1828 году в православный храм Архангело-Пашийского завода был назначен только что рукоположенный в дьяконы Михей Первушин. В Пашии он прожил всю жизнь, воспитал четырнадцать детей. Старший сын Иван (1827-1900) окончил Пермскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию, серьезно увлекался математикой. После окончания академии преподавал математику в Пермской семинарии. За связь с революционно настроенной молодежью был выслан на окраину Пермской губернии - в село Шадринского уезда служить священником. И здесь Иван Первушин не оставил занятий математикой. Им была установлена формула определения простых чисел и вычислено самое большое в то время простое число, известное в математической науке как "число Первушина". За достижения в области математики Иван Михеевич Первушин был избран членом-корреспондентом трех академий - Петербургской, Парижской и Неаполитанской.
В течение длительного времени, начиная с 1875 года, священником Свято-Троицкой церкви был представитель известной на Урале династии священнослужителей - Николай Дмитриевич Мамин, близкий родственник писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка".
Без малого полтора века шли богослужения в пашийском храме. Его закрыли по решению Чусовского райисполкома во время культурной революции - в 1929 году. Сняли колокола, с куполов спилили кресты. Нижний этаж стали использовать под школьные мастерские - столярную и слесарную. Верхний этаж в начале тридцатых годов пытались использовать под кинотеатр. Но вскоре там вспыхнул пожар, сгорели деревянные конструкции алтаря, заготовки для кинозала, огнем были уничтожены росписи стен и потолков.

В первый военный год с наплывом в поселок эвакуированных и с появлением эвакогоспиталя население Пашии увеличилось почти вдвое. Старая пекарня не могла обеспечить хлебом всех жителей, и нижний этаж церкви был превращен в хлебопекарню.
В июле 1967 года здание церкви вновь переустраивается, теперь под физкультурный клуб. Однако осуществить задуманное не удалось.

Церковное здание ныне практически разрушено.

Газета "Новости" (Горнозаводск) / 2011-02-24

«Искра» © 2010—2011